+7 495 958-24-25

info@kwinto.ru

 

Нематериальные активы: оценка товарных знаков, операционной гибкости и патентов

РАЗДЕЛ Оценка нематериальных активов
Автор: Асват Дамодаран (Aswath Damodaran)
Источник: Dealing with Intangibles: Valuing Brand Names, Flexibility and Patents by Aswath Damodaran • Stern School of Business, January 2006 • Copyrights © 2006 Aswath Damodaran
Научные редакторы перевода:
В.А.Савин (Группа оценки КПМГ в России и СНГ)
А.В.Костин, Управляющий партнер Бюро оценки LABRATE.RU
Ключевые слова: Товарные Знаки • Авторские Права • Лицензии • Франшизы • Человеческий Капитал • Гудвилл • Опционы на Природные Ресурсы

Резюме:

Оценочные модели в целом и модели дисконтированного денежного потока, в частности, как правило, подвергаются критике в связи с тем, что они неприменимы в полной мере для расчета стоимости многих из принадлежащих фирмам нематериальных активов. В последнее время предпринимались попытки оценки и отражения в бухгалтерском балансе таких нематериальных активов, как товарные знаки, знаки обслуживания и авторские права. К числу других распространенных нематериальных активов относятся патенты и списки клиентов. Хотелось бы расширить этот перечень, чтобы учесть гибкость, присущую фирмам в отношении возможности расширения существующих рынков или выхода на новые рынки. В этой статье рассмотрен ряд возможных способов оценки этих активов и последствия для инвесторов.
 
Человеку свойственно проводить различие между вещами, которые он способен видеть и ощущать и которые нельзя увидеть или потрогать. При этом люди склонны испытывать больше доверия к вещам из первой категории. Вторая включает такие разнообразные активы, как гудвил, товарный знак, преданные сотрудники и технические знания. Одним из типичных критических замечаний, адресованных подходам к оценке в целом и финансовым аналитикам в частности, является то, что нематериальным активам уделяется недостаточное внимание, и, как следствие, они недооцениваются.
 
В этой статье мы ответим на это критическое замечание, рассмотрев весь спектр нематериальных активов. Начнем с рассмотрения тех из них, которые самостоятельно функционируют и генерируют денежные потоки — внедренные в производство патенты, авторские права, товарные знаки и лицензии, — и докажем, что традиционные модели дисконтированного денежного потока позволяют более чем адекватно оценить их стоимость. Затем рассмотрим такие нематериальные активы, как товарный знак и деловая репутация, которые совместно генерируют денежные потоки для владеющей ими компании и которые труднее выделить и оценить отдельно. Тем не менее, мы докажем, что традиционные модели дисконтированного денежного потока способны отразить их стоимость, а также что последующее прибавление к их стоимости премии может привести к двойному счету. В последнем разделе статьи будут рассмотрены самые трудные для понимания нематериальные активы, т. е. те, которые потенциально могут генерировать денежные потоки в будущем, но в настоящее время их не создают. В эту группу входят такие разнообразные активы, как невнедренные патенты и операционная гибкость. Эти активы наиболее сложны для оценки, поскольку они обладают характеристиками, свойственными опционам.
 

Читать статью полностью...