+7 495 958-24-25

info@kwinto.ru

 

Глава 7. Этика

Ключевые слова:

Гонорар за оценку • Раскрытие предыдущей оценки • Отсутствие опыта • Критика в адрес другого оценщика • Защита чужих интересов • Введение в заблуждение • Конфиденциальность

Резюме:

ЦЕЛИ ГЛАВЫ
 
  1. Определение личной и деловой этики.
  2. Определения оценочной этики.
  3. Объяснение «Единых стандартов профессиональной оценки» (USPAP).
  4. Объяснение «Принципов и этического кодекса оценки» Американского общества оценщиков (ASAPAP).
 
КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ
 
  • Все члены Американского общества оценщиков должны соблюдать «Принципы оценочной практики и этический кодекс» Общества, а также «Единые стандарты профессиональной оценки», принятые Фондом оценки.
  • Оценка представляет собой непредвзятое мнение о стоимости объекта. Все принципы оценочной этики исходят из основополагающего условия, что результат объективен и не связан с пожеланиями клиента или будущим поведением оценщика. Если оценщик имеет какой-либо интерес в имуществе или в участвующих сторонах, это должно быть соответствующим образом отражено в отчете.
  • Снижение гонорара за оценку: в гипотетическом случае оценки оценщик предложил меньший, чем обычно гонорар, но все равно не получил заказ. Для оценщика неэтично снижать размер гонорара ниже известного конкурентного уровня после того, как была названа первоначальная величина гонорара. Такое снижение цены считается с позиции USPAP «ценностью». Снижение может повлиять на третью сторону, которая имеет право знать о любых фактах, которые могут материально влиять на оценку. Оценщик имеет фидуциарную ответственность по отношению к возможной третьей стороне и должен поэтому раскрывать такую ситуацию в отчете.
  • Раскрытие предыдущей оценки: в гипотетическом случае оценки оценщик получил заказ, сославшись на своих более ранних клиентов. Для профессионального оценщика это — нарушение конфиденциальности, которая жизненно важна для профессиональных отношений оценщик-клиент. Это однозначно определено ASA: «Тот факт, что оценщик был нанят для выполнения данной оценки, является делом конфиденциальным». Конфиденциальность является также одним из правил раздела об этике USPAP и более подробно раскрывается в инструкции об оценочных стандартах № ООС-5. USPAP признают, что это обязательство не является ни абсолютным, ни отчетливо понимаемым. Вся информация, указанная как таковая клиентом, является, скорее всего, при нормальных обстоятельствах конфиденциальной. Раскрытие бывших клиентов в целях ссылки разрешается только в том случае, если с их стороны предоставлено соответствующее разрешение.
  • Отсутствие опыта: в гипотетическом случае оценки проигравший оценщик считал, что получивший заказ оценщик не имеет соответствующего опыта. Это представляет важную проблему для профессионального оценщика. Даже имея одобрение клиента, оценщик сохраняет фидуциарную ответственность по отношению к предполагаемой третьей стороне. И ASA, и USPAP подчеркивают обязанность оценщика оказывать компетентные услуги. Оценщик должен в полной мере ознакомить клиента с ограничениями, связаться с другим лицом, чтобы суметь компетентно выполнить задание, и раскрыть все предпринятые для этого шаги в отчете об оценке. Эти шаги описываются в положении о компетентности USPAP. Эта информация необходима для соблюдения фидуциарной ответственности.
  • Критика в адрес другого оценщика: этот вопрос, как он представлен в гипотетическом случае оценки, касается того, следует ли сообщать о потенциально неэтичном поведении выигравшего заказ оценщика. С точки зрения оценочной деятельности в целом, неэтичное поведение со стороны одного оценщика наносит ущерб всей профессии; но один оценщик не должен открыто критиковать другого оценщика. Это само по себе непрофессионально. О нарушениях поведения следует сообщать в соответствующее общество. Члены ASA обязаны сообщать о подобных нарушениях.
  • Оценка и последующая покупка того же оборудования: в гипотетическом случае оценки выигравший заказ оценщик впоследствии купил часть оборудования, которое было предметом его оценки. И ASA, и USPAP признают, что в некоторых случаях это может быть вполне приемлемо. Если оценщик имеет заинтересованность в оцениваемом имуществе, этот интерес должен быть полностью отражен в отчете. Это также часть фидуциарной ответственности оценщика по отношению к любым предполагаемым третьим сторонам.
  • Защита чужих интересов: оценщик не может выступать в роли сторонника чьих-либо интересов путем изменения оценки для того, чтобы удовлетворить желание и интересы клиента, за исключением консалтинговых заданий, в которых оценщик не воспринимается как действующий незаинтересованно. Оценки должны содержать вполне определенный смысл для клиента, но не вводить в заблуждение рынок. Оценщик также имеет фидуциарную ответственность. Она проявляется в довери тельных отношениях с клиентом и третьими сторонами, которые имеют право полагаться на достоверность и объективность оценки. Это доверие также распространяется на конфиденциальность выполненной работы. Результаты задания и все остальное, указанное как таковое клиентом, является конфиденциальным.
  • Заранее обусловленные гонорары или гонорары в процентах от оцененной стоимости, требуемые оценщиком за оценочные услуги, являются неэтичными. При выполнении некоторых консалтинговых заказов, где пристрастность достаточно очевидна, это правило не применяется. Оценщик должен иметь знания и опыт для компетентной работы. Клиент должен быть проинформирован о любых ограничениях; возможно организовать исправления отчета или вступать в сотрудничество с квалифицированным оценщиком; однако такие действия должны в полной мере раскрываться в отчете.