+7 495 958-24-25

info@kwinto.ru

 

К РОССИЙСКОМУ ЧИТАТЕЛЮ

Знаменитый немецкий философ Артур Шопенгауэр, рассматривая субъективное и объективное в качестве соотносительных моментов, из которых складывается мир как «представление», сказал: «Всякая оценка есть продукт стоимости ценимого и познавательного кругозора ценящего».[1]

Это значит, что любая оценка, в том числе оценка так называемых объектов гражданского оборота, всегда есть сочетание объективных и субъективных начал. Субъективные же начала всегда зависят от уровня знаний, опыта и квалификации оценщика. Именно это я имел в виду, прилагая, скажу откровенно, немало усилий, чтобы издать эту книгу, которая, я уверен, может стать реальным руководством в работе российских оценщиков. Я не буду повторять здесь уже всем надоевшие слова о том, что мы не можем «слепо копировать чужой опыт». Конечно, не можем. Но иметь представление об этом опыте, воспользоваться его плодами, учитывая при этом нашу российскую специфику, мы должны.

Самая важная задача, которую мы можем решить с помощью этой книги — это получить правильное представление о стоимости бизнеса, прежде всего, бизнеса закрытых акционерных обществ (closed company). Но не только. Российская специфика формирования акционерного капитала такова, что для оценки стоимости бизнеса 99% открытых акционерных обществ (public company) все равно приходится исследовать методы, применимые к закрытым акционерным обществам. Все дело в том, что акции этих открытых акционерных обществ реально не вращаются на организованном рынке ценных бумаг.

Важно, однако, отдавать себе отчет в том, что сама по себе оценка стоимости бизнеса зачастую не имеет институционального значения. Это значение оценочная деятельность приобретает только тогда, когда она становится частью работы менеджеров компаний по управлению активами. Это значит, что любые серьезные менеджерские решения должны апробироваться с помощью оценок стоимости бизнеса. К чему ведут те или иные управленческие действия? Они ведут к повышению стоимости фирмы (и это неплохо) или напротив, к снижению стоимости предприятия (над этим стоит задуматься менеджерам, принимающим окончательные решения). Если говорить образно, оценки стоимости бизнеса — начальные и конечные кадры фильмов, описывающих процесс принятия и осуществления управленческих решений.

Но это, в свою очередь, означает, что современные менеджеры в России должны быть достаточно осведомлены о методах оценки стоимости бизнеса. Вот почему, я думаю, эта книга будет востребована российскими менеджерами. И усвоение методов оценки должно пронизывать программы обучения менеджеров.

Я далек от мысли рассчитывать на то, что эту книгу прочитают акционеры-собственники российских компаний. Хотя именно они в наибольшей степени заинтересованы в повышении ценности активов тех компаний, акции которых они приобрели. Руководствуясь этим, менеджеры обязаны рассматривать повышение стоимости управляемого ими бизнеса в качестве критерия обоснования любых крупных хозяйственных решений, в особенности тех, что связаны со слияниям, поглощением, разъединением и, наконец, преобразованием в другие хозяйственные структуры. Они должны знать, и очень точно, ответ на вопрос акционеров: а как скажутся такого рода решения на стоимости бизнеса, т.е. в конечном счете — на стоимости принадлежащих им акций?

Я уверен, что эта книга поможет практикам придти к правильным результатам. Хотя, я полагаю, без участия в этой работе консультативных фирм это не всегда достижимо. Полагаю, что для служащих таких фирм эта книга должна стать настольным пособием.

Принятый в России в июле 1998 г. Закон об оценочной деятельности особо выделяет проблематику оценки стоимости бизнеса. Для этого прежде всего нужна обширная информационная база. Рекомендуемая мною книга представляет тот набор баз данных, который используют квалифицированные оценщики на Западе и, прежде всего, в США. Поверьте мне, это серьезная проблема.

В начале 2000 г. мне пришлось рецензировать расчеты по оценке принадлежащего государству пакета акций одной российской нефтяной компании. Такая оценка нужна для установления первоначальной, заявочной цены компании. Оценку проводила заслуженная зарубежная инвестиционная компания. Не все меня удовлетворило в этой оценочной работе и я задал ряд вопросов, касающихся прежде всего оценки рисков инвестиций в российский бизнес. «Скажите, как Вы получили безрисковую ставку российской нефтяной отрасли?» «Нам ее передали, как заданную, по факсу (14% в долл. вложениях) из нашей штаб-квартиры в Мюнхене». Я удивился — неужели там лучше знают эту проблему, чем в Москве? «А как Вы получили общую ставку дисконтирования в 25%?» «Ну, мы добавили к безрисковой ставке такие компоненты, как характеристику риска вложений в данную отрасль, оценку, связанную с низкой ликвидностью и, самое главное, оценку неопределенности политической ситуации в России». «Как Вы это сделали? Вы проводили социологические исследования?» «Нет,— честно признались разработчики, —мы сами установили их параметры, не выходя из наших рабочих кабинетов». Говоря откровенно, так делают почти все оценщики. Но я уверен, что серьезные оценки рисков и построение обобщающих оценок ставок дисконта требуют основательных социологических исследований и, прежде всего, иностранных инвесторов. Хочу, однако, отметить одну особенность России. Здесь, как ни в какой другой стране мира, нужно установить региональную дифференцию тех или иных компонентов общей ставки дисконтирования, интегрирующей отдельные виды риска.

Рынок бизнеса в России еще только зарождается, и поэтому, как мне кажется, рассчитывая на отечественных инвесторов, нужно знать, а какова вообще склонность активного населения к сбережениям, в том числе и к сбережениям в форме приобретения акций. Вот почему эта книга будет полезна тем, кто занят маркетингом фондового рынка.

Знание тех стандартов, которые определяют стоимость бизнеса (а в этом как раз сама суть книги), очень важны для прогнозирования организованного рынка ценных бумаг. Существуют практически применяемые в других странах методики прогнозирования такого рынка. Понятно, что во многом условия такого прогнозирования определяются тенденциями изменения стоимости акций отдельных отраслей, т.е. отраслевыми трендами стоимости бизнеса. И эта книга окажется весьма полезной для тех, кто строит такие тренды.

Особо хочу сказать о том, что данное пособие полезно тем, кто занимается оценками стоимости бизнеса разнообразных коммерческих и финансовых структур: промышленных предприятий, банков, страховых компаний, паевых инвестиционных фондов, туристических организаций, сельскохозяйственных фирм.

В заключение я хочу сформулировать одну мысль, которая в явном виде не присутствует в этой книге. Ее материал построен так, что она легко может быть приспособлена для так называемого дистанционного обучения. Возможность такого обучения с каждым годом становится все более и более значительной.

 

1 марта 2000 г.                                                                        профессор В.М. Рутгайзер

                                                                                

Благодарность за содействие

Научные редакторы выражают свою признательность Нестеровой О.А. (канд. экон. наук) и Школьникову Ю.В. (канд. экон. наук) за оказанную помощь в подготовке данного издания, а также Шустову И.Н., который сделал окончательный просмотр текста до его выпуска.


[1] А.Шопенгауэр, Афоризмы житейской мудрости, М.:1997, с. 185.